С появлением интернета человек получил не только среду для доступа к информации, но и новое средство общения, IP-телефонию. Основной принцип такого способа связи заключается в кодировании голоса в цифровой формат и в пересылке в таком виде на устройство другого абонента (компьютер, SIP-телефон). Далее сигнал декодируется из цифрового формата в аналоговый.
Существует несколько систем корпоративной IP-телефонии. Одной из самых популярных является IP-PBX, то есть Private Branch eXchange. Основным каналом передачи сигнала в IP-PBX является VoIP. Целью внедрения PBX-телефонии на предприятие является объединение удаленных друг от друга офисов в единую сеть. При этом можно звонить, например, из главного офиса в Москве в филиал во Владивостоке.
Два способа реализации PBX-телефонии
PBX-телефония может быть реализована с помощью соответствующего программного обеспечения или же быть программно-аппаратным комплексом. Первый вариант означает подключение всех офисных телефонов к одному серверу цифровой телефонии. Второй случай намного проще — для передачи сигнала применяется существующая ЛВС.
В небольших компаниях имеет смысл устанавливать станцию PABX. Она способна работать с 100-200 номерами абонентов. Преимущество такого решения состоит в возможности применения как IP, так и более привычных телефонов.
Протоколы PBX-телефонии
В PBX-телефонии используются два основных протокола: H.323 и SIP. Первый долгое время был лидером, но сегодня большей популярностью пользуется SIP. Его поддержали основные производители, в том числе Cisco и Polycom.
Протокол H.323 внедрил ITU-T — Международный союз электросвязи. IP в данном протоколе может не использоваться. Однако большинство реализаций основываются именно на нем.
Протоколом SIP (расшифровка аббревиатуры Session Initiation Protocol) описывается, как будет проходить сеанс интернет-связи, в входе которого предусматривается обмен мультимедиа. Он широко применяется для обмена мгновенными сообщениями, в компьютерных играх, аудио- и видеоконференциях.
Оба имеют прямое отношение к VoIP. Но в современных реалиях второй все больше заменяется первым.
Функционирование H.323 основано на битовых паролях. Если бы условия передачи данных были идеальными, эта особенность помогла бы сэкономить трафик. Однако теперь такая выгода нивелируется повсеместным распространением быстрого интернета.
Характеристики SIP-протокола делают его абсолютным лидером в «гонке» с H.323. Сети на основе этого протокола легко масштабируются: системный администратор может легко изменить число абонентов.
SIP полностью независим от транспортного уровня: он совместим с ATM, TCP, UDP и многими другими.
Каждый пользователь сети в рамках этого протокола получает уникальный идентификатор, поэтому может свободно перемещаться безо всяких ограничений.
SIP — это протокол, который имеет важно свойство расширяемости. Другими словами, когда будут появляться новые услуги, SIP может быть легко дополнен этими функциями.
В SIP заложена функция интеграции и взаимодействия с другими протоколами. SIP — это более гибкий протокол, чем H.323. На все существующие решения H.323 найдутся решения SIP. Таким образом, можно сделать вывод, что применение SIP является более выгодным, чем H.323.
Архитектура SIP
В архитектуре SIP можно выделить клиента и сервер. Клиент посылает запросы на сервер, который обрабатывает их, выдавая запрашиваемую информацию либо сообщение об ошибке. Каждый конкретный вызов обслуживается различными узлами сети: клиентским терминалом, сервером B2BUA, сервером переадресации, сервером регистрации и прокси-сервером.
Клиентский терминал объединяет в себе пользовательский агентский клиент и сервер, соответственно UAC и UAS. В этих серверах есть функция взаимодействия с человеком. И в этом заключается их особенность, ведь прочие серверы и протоколы лишены этой возможности.
Прокси-сервер ответственен за прием и обработку запросов и возвращение пользователю соответствующих ответов. Прокси-сервера относятся к двум различным типам: с сохранением и без сохранения состояний. В первом случае в памяти хранятся все поступившие запросы, во втором случае сервер просто занимается их обработкой.
Логика работы сервера B2BUA схожа с логикой функционирования прокси-сервера, но есть и определенные отличия. B2BUA умеет работать сразу с 2 клиентскими устройствами. В процессе такой работы каждый вызов разделяется на различные участки. Возможности данного сервера:
- управляет звонками;
- соединяет между собой различные сети;
- скрывает строение сети от внешнего «наблюдателя».
Основная функция сервера переадресации состоит в перенаправлении текущего вызова на текущий адрес пользователя. Он сообщает адрес пользовательского терминала либо прокси-сервера.
Сервер регистрации фиксирует и сберегает актуальный адрес пользователя до его новой смены. База данных регулярно обновляется.
Сервер PBX-телефонии в ИКС
Это уникальный модуль, разработанный на основе известного решения Asterisk. Он поддерживает два протокола: IAX2 и SIP, а также способ шифрования SIP over TLS и SRTP.
Возможности модуля широки. Здесь есть удобное многоуровневое меню, функция видеоконференций и голосовая почта, запись вызова, база данных поступивших звонков, перенаправление в случае неответа и функция перехвата звонков.
Если абонент не берет трубку, сервер направит вызов на иной номер, который занесен в базу. Таким номером может быть, к примеру, мобильный или номер коллеги.
Функция перехвата звонков может рассматриваться как самостоятельная возможность или как дополнение к перенаправлению. Смысл заключается в том, что другой сотрудник отвечает на звонок, который предназначался его коллеге.
Модуль телефонии в сервере ИКС — это современная цифровая АТС для вашей фирмы. Ее преимущества уже оценили представители бизнеса и государственные чиновники. Приглашаем вас также попробовать оценить все достоинства нашего программного комплекса. Мы предоставляем тестовый период, в течение которого сделать это можно совершенно бесплатно.